Этапы маркировки
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.07.2019 № 860, на первом этапе — в период с 1 июля 2019 года участникам оборота нужно подать заявку на доступ к системе управления заказами (система заказа и получения кодов маркировки). Оборот немаркированных товаров в этот период осуществляется как обычно.
С 1 октября 2019 года по 1 июля 2020 года начинается процесс маркировки остатков. До этой даты, то есть до появления методологии, остатки не маркируются. С октября участники вправе наносить коды на товар и передавать сведения в систему «Честный знак». Оборот немаркированным товаров осуществляется как обычно.
С 1 июля 2020 года маркировка товара становится обязательной. Участники должны маркировать товары, передавать в систему «Честный знак» сведения о производстве и импорте, о переходе права собственности (ЭДО при этом необязателен), о розничной продаже физического лица через ОФД, о списании по причине брака, о выбытии — например, при экспорте, и т.п. Оборот немаркированным товаром запрещается.
Если обувной товар был заказан у импортера очень давно, и до 1 июля 2020 года его не успевают привезти и промаркировать, то такой товар еще можно промаркировать до 1 августа 2020 года.
Стоит помнить о том, что маркировка обуви происходит или до помещения товара под таможенные процедуры (если ввозим не из стран ЕАЭС), или до пересечения границ РФ (для товара из стран ЕАЭС). То есть товар где-то нужно задержать, промаркировать и только потом ввозить.
Что касается маркировки остатков на складах, то:
- с 1 октября 2019 по 1 июля 2020 года нужно промаркировать остатки;
- с 1 июля 2020 года остатки должны быть промаркированы.
Таким образом, участникам выделяется определенный период на то, чтобы провести маркировку остатков и приступить к полноценному обороту только маркированным товаром. До 1 июля 2020 года каждый участник рынка должен успеть подключиться к системе маркировки, настроить информационную систему, научиться получать коды маркировки и промаркировать все товары, которые будут находиться у него в обороте к 1 июля.
Часто задаваемые вопросы
Согласно законодательству, маркировке подлежат обувные товары. К ним относится продукция, включенная в товарную группу «Обувь» (номенклатурные коды НТ ВЭД ЕАЭС 6401 – 6405 ), а также в группу товаров по ОКПО (15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12). В группу товаров ОКПО входят любые типы обуви, вне зависимости от того, кем и как они произведены, из какого материала, по какому фасону и размеру.
Маркируется обувь средствами идентификации с кодами .Это двумерный штрихкод Data Matrix и буквенно-цифровая комбинация (27 символов). Эти коды ставятся на упаковку, ярлык или непосредственно на сам товар.
Чтобы зарегистрироваться в системе, участник оборота должен направить оператору заявление о регистрации в электронном виде. В заявлении должны быть:
- ИНН участника оборота обувных товаров;
- наименование юрлица или ФИО (при наличии) для ИП;
- телефон и адрес электронной почты, на который будет приходить рассылка уведомлений из информационной системы мониторинга.
Это заявление нужно подписать УКЭП руководителя организации или ИП. Получить УКЭП можно в удостоверяющем центре. Установите ее на компьютер, чтобы успешно пройти регистрацию.
Список центров можно уточнить на сайте Минкомсвязи РФ или в справочной службе Минкомсвязи по телефонам +7 (495) 771-80-00 и 8 (800) 222-15-01
Подготовка оборудования и программы для продажи (выбытия)
- 2D-сканер штрихкода. Проверить и настроить для считывания штрих кодов. Если нет, то купить.
- онлайн-касса; если есть, то уточнить у представителя производителя, поддерживает ли касса работу с маркированным товаром и какая версия внутреннего ПО кассы необходима. При необходимости обновить.
- убедиться, что программное обеспечение для управления кассой (в случае использования смарт-терминалов или фискальных регистраторов), поддерживает маркировку. При необходимости произвести обновление.
- Сделать тестовую продажу и убедиться, что информация о выбытии маркированной продукции была зафиксирована в системе маркировки. Проверить поступление информации в систему маркировки можно, войдя в ЛК ЧЗ.
Для приемки
- Программное обеспечение, позволяющее осуществлять приемку УПД (универсальный передаточный документ) через ЭДО
- 2D-сканер штрихкода для проверки товара при получении
- Чтобы ускорить приемку, можно использовать терминал сбора данных с встроенным 2D-сканером.
Предприниматели, работающие с кассами без передачи информации в ОФД обязаны сами направлять в систему мониторинга уведомление о выводе из оборота пар обуви. Это необходимо делать не реже 1 раза в 30 дней.
Остатки необходимо промаркировать до 1 июля 2020 года. Чтобы заказать код, нужно указать GTIN (его можно получить в компании GS1, создав описание товара. Для этого нужно указать все характеристики пары обуви — импортера, вид, материал и пр.) , серийный номер и коды ТН ВЭД.
Вы можете продать товар повторно, если его состояние и правила торговли это позволяют. В ИС МП нужно сообщить о возврате и намерении повторной продажи, чтобы при необходимости перемаркировать товар:
- если код маркировки не поврежден и товар подлежит дальнейшей продаже, возврат осуществляется через ККТ, аналогично продаже с признаком возврат прихода
- если код потерян или испорчен, осуществляем возврат через ККТ без сканирования кода. В ЛК «Честный знак» получаем код маркировки товара повторно, с указанием основания «Возврат товара от физического лица»
- Если код сохранился, но товар ненадлежащего качества — возврат через ККТ с последующем выводом из оборота, основание «брак»
- Если кода нет и товар ненадлежащего качества, возврат делаем через ККТ. Данные в ЛК Честный знак не передаём