С 1 декабря 2019 года в системе маркировки должны будут работать производители, поставщики и импортеры одежды. У участников товарооборота есть несколько месяцев, чтобы проверить наличие всего необходимого оборудования и подключиться к системе «Честный знак».

В Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р одежда (точнее — отдельные позиции продукции легкой промышленности) входит в перечень товаров, которые в ближайшее время подлежат обязательной маркировке. Сам принцип нанесения специальных средств идентификации уже знаком участникам других рынков — в частности, производителям, продавцам и поставщикам меховых изделий, табачной продукции, обуви. Все они уже в той или степени перешли на систему маркировки товаров, которая позволяет мониторить оборот продукции и выявлять контрафакт.

Предполагается, что бизнес благодаря маркировке сможет рассчитывать на равные условия конкуренции. Прозрачная система идентификации товара вынудит уйти с рынка производителей и продавцов нелегальной продукции, что в свою очередь повлияет на рост выручки добросовестных участников рынка.

Этапы перехода на систему маркировки одежды

С 1 января 2021 г. оборот немаркированных товаров будет запрещен.

До 1 февраля 2021 г. все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 790 установило сроки проведения эксперимента по маркировке одежды — с 27 июня по 30 ноября 2019 года. Но постановление устанавливает лишь сроки, цели и задачи эксперимента. Методологии, технологии, правила маркировки, точные сроки перехода, а также сроки, когда оборот немаркированной одежды будет запрещен, участникам рынка еще не представлены. Пока все ждут официальных методических указаний и рекомендаций.

В Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р дата запуска маркировки одежды обозначена на 1 декабря 2019 года.

В этом же документе приводится список такой одежды:

  • рабочая одежда,
  • одежда из натуральной или композиционной кожи;
  • трикотажные женские (или для девочек) блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания;
  • мужские (или для мальчиков) пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;
  • женские (или для девочек) пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Кто участвует в маркировке одежды

Аналогично тому, как это уже происходит на рынке меховых изделий, табачном рынке, а также обувном рынке, в систему маркировки одежды будут вовлечены:

  1. производители
  2. импортеры
  3. компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей

Чтобы успеть принять участие в эксперименте до 30 ноября 2019 года, нужно зарегистрироваться на сайте оператора системы – ЦРПТ. Уже ведется активная работа с производителями, импортерами, дистрибьюторами и продавцами в данной товарной группе.

Какие этапы включает процесс маркировки одежды

При производстве на товар наносится код маркировки, который представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак»: место, дата и время производства, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Поскольку в код заложены сложные криптографические технологии, его невозможно подделать.

Генератором кодов выступает оператор маркировки ЦРПТ. Он же ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (купля-продажа, импорт, экспорт), должна зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и наносить их на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).

Каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо передавать сведения в систему «Честный знак» о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Например, с табаком такая передача регистрируется посредством формирования электронного первичного документа, в котором перечислены все коды маркируемого товара. Стороны подписывают этот документ, а далее он представляется ЦРПТ для перенесения кодов от одного собственника другому.

После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота. В рознице на кассе код считывается, помещается в чек и сведения о выбытии товара из оборота посредством ОФД передаются в систему «Честный знак».

Маркировка одежды с 2019 года: последние новости

С сентября 2018 года Минпромторг и профильные ассоциации вовлечены в создание рабочих и проектно-экспертных групп, в которых задействованы основные участники оборота отраслей. Это необходимо для того, чтобы выработать оптимальные варианты адаптации системы маркировки с учетом специфики отрасли, а также сформулировать для рынка методические рекомендации.